Если доменное имя, совпадающее с зарегистрированной торговой маркой, принадлежит другому, то владелец марки все равно может его отобрать.
На форуме ЛІГАБізнесІнформ был поднят вопрос относительно того, можно ли отобрать у другого владельца сайт, в названии которого используется зарегистрированная торговая марка. Проблема эта достаточно актуальна, ведь довольно большое число потребителей, особенно в высокотехнологичных отраслях, используют Интернет для ознакомления с заинтересовавшим их товаром. И появление сайта-двойника может привести к значительным убыткам.
ФАБУЛА
Отобрать сайт-двойник можно, но только если удастся найти владельца.
При этом не важно, занимается ли владелец сайта с чужой торговой маркой в доменном имени реализацией аналогичных товаров или просто разместил на этом адресе свою личную страницу. Но собственник торговой марки имеет право (и возможность) такой сайт отобрать. Сделать это можно в порядке, предусмотренном Единой методикой рассмотрения доменных споров (UDPR), утвержденной ICANN (Международной корпорацией по присвоению номеров и имен в сети Интернет). Механизм ее работы рассмотрен в материале "Именное разбирательство".
Но есть возможность решить дело и в украинском суде.
Основания для этого дает
Закон "Об охране прав на знаки для товаров и услуг". В нем содержится норма, согласно которой использование торговой марки в доменном имени - это
исключительное право владельца свидетельства на такую марку. Либо того, кому это право передано по договору. Причем владелец знака или законный пользователь (в случае наличия у него соответствующих полномочий) могут запрещать другим лицам использование знака в доменных именах.
Можно использовать и Закон "О защите от недобросовестной конкуренции". Но только в том случае, если владельцем сайта-двойника окажется субъект хозяйствования, предлагающий на нем свои товары. Правда, АМКУ вынести решение о передаче сайта другому лицу никак не сможет - разве что наложить на нарушителя штраф.
Не исключен, конечно, и вариант покупки сайта у его владельца. Как оформить такую операцию, писал в материале "Продажное имя". Во многих случаях это даже предпочтительнее, чем пускаться в долгие и дорогие разбирательства. Ведь наиболее надежный - путь через процедуру UDPR. Однако он достаточно дорог, кроме того, далеко не каждый юрист, даже специализирующийся на интеллектуальной собственности, за такое дело возьмется. Так что если это не дело принципа и владелец сайта-двойника не выставляет непомерные требования, то с ним можно пойти на соглашение.
Наиболее надежный способ поиска владельца сайта - возбуждение уголовного дела
Но для того чтобы воспользоваться каким-либо из вышеперечисленных способов, необходимо прежде всего узнать, кто является владельцем сайта-двойника. Четкого механизма тут нет, как, впрочем, и правового регулирования. Алгоритм действий в подобной ситуации примерно таков: узнать хост-адрес сайта (что можно сделать с помощью вполне доcтупного программного обеспечения), а потом навестить организацию, этот адрес предоставляющую, и выложив на стол свидетельство о регистрации знака для товаров и услуг, вежливо поинтересоваться, не сообщат ли они реквизиты лица, данный сайт проплачивающего. Правда, не факт, что эта информация будет предоставлена.
Вариант второй - просто предпринять попытку связаться с владельцем сайта напрямую. Как правило, на сайте будет указан хотя бы ящик электронной почты. Вариант третий - обратиться к регистратору, указав на отсутствие у владельца сайта прав на использование доменного имени. Но ни один из этих вариантов стопроцентной гарантии не дает. Можно, правда, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о возбуждении уголовного дела. И уже на основании их запроса необходимые данные предоставят как хост-провайдер, так и регистратор. Однако для возбуждения уголовного дела желательно запастись экспертизой, доказывающей, что действиями владельца сайта-двойника нанесен значительный ущерб собственнику торговой марки (20 необлагаемых минимумов или 4 тыс. гривен).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Так что единого надежного на все 100 % механизма вычисления владельца сайта-двойника, пожалуй, нет. Однако при желании эти данные так или иначе узнать можно. И тогда либо полюбовно договориться о передаче сайта, либо отобрать его в
судебном или арбитражном порядке. Какой способ выбрать - зависит от обстановки и, в частности, от значения торговой марки и спорного доменного имени в маркетинговой стратегии компании.
Кстати, указанные ниже торговые марки похожи, но они идентифицируют разный бизнес, именно поэтому они могут существовать одновременно. Главный принцип одновременного существования двух почти похожих торговых марок – это отличительная способность, другими словами потребитель не должен их спутать.
Итак, торговая марка МТС, которую мы знаем больше, представляет услуги мобильной связи, а торговая марка МТС которая владеет доменом UA и которую мы знаем меньше – занимается тестированием материалов (например, тестирование металла на разрыв или прочность).